ЦИФРОВОЕ КИНО – СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ
Нынешние дискуссии о цифровом кино, методы их ведения напоминают дискуссии прошлых лет, когда ломались копья в вопросах, убьет ли звук кино, сохранится ли черно-белая пленка, станет ли кинематограф объемным? Энтузиасты цифрового кино с революционным запалом говорят о скорой, а, главное, полной «цифиризации» кинематографа, на меньшее они не согласны. Консерваторы, преклоняясь перед магией скрученного целлулоида, скептически оценивают возможности цифры в достижении современного качества кинопленок. Трудно уйти от символа десятой музы – перфорированного, разлинованного на кадрики целлулоида. Но не менее трудно понять: а зачем это нужно? Зачем переходить в новую технологию, которая лишь стремится достигнуть того качества, которое имеет сегодня пленочная технология? Удобство и комфорт, что часто приводится как аргумент в пользу цифры – дело вкуса и привычки, а консерватор по природе своей просто не любит менять то, что ему более привычно. Другое дело цена производства, потому что кино это не только муза, но и индустрия. Звук и цвет вошли в кино не только как средства выразительности, они входили как технологические системы. И когда технологическая система реализуется в экономически доступных ценах, то идеологическая платформа скептиков просто разрушается. Так было со звуком, так есть с цветом, так будет с цифрой.
Кинопрокат,
или иначе кинофикация, являются
барометром, по которому можно
судить о наступлении эры той или
иной технологии. Не по премьере
первого звукового или цветного
фильма, а по массовой оснащенности
кинотеатров данной технологией.
Исходя из такого принципа, можно
утверждать, что кинематограф уже
наполовину стал цифровым.
Кинотеатры в массе своей все более
становятся цифровыми по звуку. Это
произошло не потому, что цифра
позволила получить звучание не
хуже аналогового, а потому, что
принципиально по новому предложила
реализацию пространственного
звука в кино.
Цифра
не завоюет лидирующие позиции в
области самого изображения, если
будет выступать в роли догоняющей
пленочную технологию. Это будет
напоминать процесс гонки
вооружений. При каждом приближении
цифры к уже достигнутому пленкой
качеству изображения, пленка будет
делать новый рывок в своей
технологии, причем побеждая ценой
продукта. Поэтому цифре необходимо
сыграть на опережение, освоить
такой вид, или иначе, формат
изображения, получение которого в
пленочной технологии будет уже
менее рентабельным или лишним. К
примеру, такие тенденции мы уже
наблюдаем в создании
комбинированных кадров и
спецэффектов. Пленочная технология
здесь становится нерентабельной,
так как, в отличие от цифры,
оперирует материальными, а не
виртуальными категориями, в
результате чего возникает,
необходимость строительства
дорогостоящих макетов, проведения
пиротехнических работ, создается
реальный риск для исполнителей
трюков и т.д. и т.п. Но если процент
такого материала в фильме не велик,
то пленочная технология продолжает
оставаться рентабельнее цифровой.
И вполне возможно, так оно будет еще
долгое время.
Но
вот где цифра уже сегодня может
занять доминирующее положение, не
догоняя пленку - это предложить не
только пространственный звук, но и
объемное изображение.
Техническая
особенность стереокино такова, что,
при условии достижения
фотографического качества,
аналогичного современному
обычному изображению, требуется,
как минимум в два раза увеличить
ширину кинонегатива. В эпоху
развития широкоформатного
кинематографа такое решение было
рентабельным. Сегодня, это означает
отклонение от технологического
стандарта, как в пленочной
индустрии, так и в эксплуатации
фильмокопий и проекционной
аппаратуры, что составляет
существенную часть киноиндустрии,
и поэтому сильно снижает
рентабельность самой технологии.
Сохранение 35 мм стандарта в
стереокино путем удвоения
количества пленок не
предоставляется возможным, так как
делает киносъемочную аппаратуру
громоздкой и немобильной в
управлении.
Цифра
позволяет получить объемное
изображение не отклонясь от
стандарта системы, потому что
регистрацию удвоенного объема
информации можно решить не путем
увеличения размера матрицы, а ее
количеством сохранив при этом
конфигурацию камеры.
Действительно,
по сравнению с производством
обычных фильмов в той же цифре, это
приводит к удорожанию
производства, но рентабельность
самой технологии, по сравнению с
пленочной, будет выше. Возросшие
требования к стереоэффектам даже в
пленочной технологии все чаще
заставляют обращаться к цифровым
технологиям для коррекции
стереоизображения или создания
трехмерных виртуальных моделей.
Даже при производстве
стереофильмов на кинопленке, все
чаще можно встретить примеры
создания целых эпизодов
посредством компьютерной 3D
анимации виртуальных объектов и
все реже примеры живой съемки.
Необходимость сочетания живого
объемного изображения с эпизодами,
прошедшими цифровую обработку еще
более удорожают производство
стереофильмов. Поэтому в случае
создания цифровой камеры,
фиксирующей живое изображение в
двух ракурсах, может наступить
серьезный прорыв в экономике
производства массовой
кинопродукции нового объемного
формата, для которого пленка будет
просто ненужной, подобно тому, как
это произошло в пространственном
звуке. Поскольку регистрация
объемного изображения в цифре
станет более рентабельной, нежели
на пленке, приход цифры в кино
произойдет не только на съемочных
площадках, но и в кинотеатрах, для
которых цифровая стереопроекция
будет более технологически
естественной, нежели пленочная.
Александр
Мелкумов,
Центр
«СТЕРЕОКИНО»
Оглавление.
история теория производство стерео 70 новости кинопрокат