ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ МАЛОБЮДЖЕТНОЙ СТЕРЕОСЪЁМКИ

Александр Мелкумов,
зав. сектором цифрового стереокино ОАО «НИКФИ»

На современном этапе развития стереокино (Stereoscopic 3D) в дополнение к дорогим и мало эргономичным «ригам» появились сравнительно дешёвые и компактные стереокамеры. Журналисты окрестили данное явление как демократизацию 3D формата для населения. Мы же рассматриваем данный инструментарий для использования в секторе малобюджетного производства документальных и игровых стереофильмов, поэтому основной задачей было определение стереопараметров камер в соответствии с требованиями профессиональной стереосъёмки. К сожалению, в описании технических характеристик большинства камер игнорируется один из важных параметров – величина базиса стереосъёмки, не содержится информация об основной дистанции рампы, не приводится диапазон изменений дистанции рампы при масштабировании объективом с переменным фокусом.

Камеры рассматривались как инструментарий для получения стереоизображения, наблюдаемого не только на дисплеях телевизоров, но и на возможность перевода исходного материала в раздельные ракурсы, каждый разрешением не менее 1920*1080 pxl, форматированием в профессиональный формат DCP с последующей проекцией на киноэкран высотой, как минимум, 5 метров.

Малогабаритность камер позволяет позиционировать их как камеры для журналистики и событийных съёмок, чего не скажешь о массивных «ригах» весом несколько десятков килограммов, поэтому сравнивались они между собой по оперативности управления параметрами съёмки, работе в экстремальных условиях, наличию программного обеспечения для подготовки отснятого материала к просмотру на экране.

В статье отсутствуют сравнительные оценки пластики фотографического изображения, динамического диапазона передачи яркостей, уровня шума записи и различных артефактов, так как данная информация встречается во множестве источников. Поверхностно описывается значение тех или иных стереопараметров и технология стереосъёмки, так как эти вопросы подробно изложены в статье «Основы стереографии», опубликованной в журнале «Мир техники кино» №18 за 2010 г.

Прежде чем перейти к описанию конкретных моделей, приведём единый алгоритм определения стереопараметров, которым в будущем может воспользоваться любой пользователь с появлением на рынке новых моделей стереокамер. Принципиально важно определение главного параметра – основная дистанция точки нулевого параллакса стереооптики. В профессиональной стереографии такая дистанция называется основной дистанцией рампы (Lp). Этот параметр аналогичен такому параметру, как гиперфокальное расстояние объектива, определяющему дистанцию от камеры до плоскости, с которой пространство передаётся резко вплоть до бесконечности. Основная дистанция рампы обозначает переднюю границу композиции передаваемого пространства вплоть до бесконечности, которое впоследствии будет комфортно восприниматься зрителем на экране. Если при съёмке соблюдать данную дистанцию до снимаемого объекта, то будет гарантировано, что максимальная величина положительных горизонтальных параллаксов объектов в бесконечности будет не более 1% ширины экрана..

Дистанция рампы может не быть ближней дистанцией (Lбл) передаваемого пространства, если в композиции кадра присутствуют объекты, «проникающие» в зрительный зал, и на них не распространяется отжимающее действие границ экрана. Так, например, при съёмке на фоне бесконечности поясного плана человека с вытянутой рукой, или окружённого ветками деревьев, «проникающих» в зал, объект должен располагаться на дистанции основной рампы, но ближней дистанцией будет расстояние от камеры до вытянутой руки или веток. В таком случае за величину ближней дистанции рекомендуется брать половину основной дистанции рампы (более точные значения этой дистанции, рассчитанной по специальной формуле, указаны в таблицах, составленных для каждой модели). В таком случае величина горизонтальных параллаксов элементов композиции, «проникающих» в зал, будет равна величине параллаксов бесконечности (1% от ширины изображения), но с обратным знаком. Такой диапазон величин параллаксов позволит избежать дискомфортного восприятия пространства, и избежать критических величин разрыва между конвергенцией и аккомодацией глаз.

Основная дистанция рампы стереооптики каждой стереокамеры определяется по формуле:

Где Lr – дистанция рампы, В – базис съёмки, F– фокусное расстояние объектива, H – коэффициент пропорциональной передачи пространства, равный 1, а P(бесконечночти) - максимальная величина параллакса бесконечности изображения на матрице стереокамеры, которая при проекционном увеличении будет составлять на экране 1% от его ширины.

Как видим, в отличие от гиперфокального расстояния, основная дистанция рампы зависит не от величины диафрагмы, а от фокусного расстояния оптики. Большинство рассматриваемых стереокамер имеет оптику с переменным фокусным расстоянием, поэтому камера будет иметь такое множество основных дистанций рампы, сколько у неё есть переменных величин фокусных расстояний. Пользователю следует внимательно относиться к построению композиции кадра в случае масштабирования объекта оптикой. Предлагаемые в данном сегменте стереокамеры, в большинстве случаев не имеют градуировку значений величин фокусного расстояния, мы знаем только их крайние значения – при минимальном и максимальном зумировании. Но можно рассчитать основные дистанции рампы и для промежуточных положений трансфокатора объектива, используя коэффициент кратности зумирования.

Все предлагаемые камеры имеют неизменное межцентровое расстояние между оптическими блоками стереообъектива, именуемое стереобазис. В некоторых случаях оно указано производителями, в других замерялось непосредственно на камере.

Значение параллакса бесконечности (P) для каждой камеры индивидуально, зависит от ширины матрицы и рассчитывается по формуле:

Коэффициент проекционного увеличения определяется по формуле:

,где: …..

Коэффициент проекционного увеличения берётся из расчёта проекции изображения на экран размером 6,5 метров. В этом случае величина параллакса бесконечности (65 мм) на экране в процентном исчислении будет соответствовать рекомендованной усреднённой величине - 1% от ширины экрана.

Для определения коэффициента проекционного увеличения (Кпр) необходимо знать ширину матрицы. Так как большинство производителей в описании матриц указывают её диагональ, да ещё в долях дюйма, то необходимо определить ширину матрицы в миллиметрах. В качестве примера в таблице 1 приводится расчёт для матрицы с диагональю ? дюйма:

Таблица 1

Дюйм,

мм

Доля

Кол-во

долей

Диагональ

в мм

Квадрат

диагонали

Соотношение сторон

кадра

Квадрат катета

Высота

Ширина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25,4

4

1

6,40

40,96

1,78:1

9,84

3,14

5,58

В случае, когда производитель указывает величины фокусного расстояния оптики, эквивалентные 35 мм формату, за ширину матрицы берётся величина 22 мм.

Любое технологическое решение, где используются раздельно две цифровые камеры, не может позиционироваться как стереокамера. Термин «стерео кино (видео) съёмочный аппарат» или «кино (видео) съёмочный аппарат 3D» предполагает наличие единого камерного тела и единого оптического устройства. Но достоинства и «упущенные возможности» той или иной модели даются в сравнении с ТЖК, разработанного в НИКФИ в 2007 году на базе двух спаренных цифровых камер «Sony HDR HC» (фото 1). Данное технологическое решение подробно описано на странице сайта http://www.stereokino.ru/3D%20digital%20camera.htm.

Фото_1

На данной установке при макетировании прообраза будущей стереокамеры формулировались следующие требования:

·        стереосъёмка должна вестись на параллельных осях;

·        наличие, как минимум, двух величин стереобазиса, малого – для съёмки крупных и средних планов объектов без эффекта миниатюризации, и большого – для съёмки ландшафтных композиций;

·        фокусировка, диафрагмирование и изменение масштаба съёмки должны проходить синхронно на обоих камерах;

·        оперативный контроль за снимаемым объектом в трёхмерном формате.

Первая стереокамера, которая была анонсирована компанией «Panasonic», – модель AG-3DA1 (фото 2).

Фото_2

Это без всяких натяжек – стереоскопическая камера, так как она имеет стереоскопический объектив, выполненный в виде двух оптических блоков, установленных в единой оправе, позволяющей синхронно управлять такими параметрами, как фокусирование, диафрагмирование и конвергирование оптических осей. В стереографии существует консервативное отношение к стереосъёмке на конвергированных осях из-за последствий возникновения изометрических искажений изображений объектов, причём различных в обоих ракурсах. Но в данной модели используется оптическая компенсация таких искажений, что реабилитирует метод съёмки на конвергированных осях. Такого решения нет даже в дорогих профессиональных ригах, где приходится выравнивать изображения в постпроизводстве. Но следует обратить внимание на заявление производителя, что оптическая компенсация работает до предельно минимального расстояния - 2 метра. Преимущество съёмки такой камерой заключается в том, что благодаря ручной конвергенцией оптическими блоками, во время съёмки записывается стереопара уже сформатированная по плоскостям нулевого параллакса так, как задумано по композиционному построению авторами съёмок. Выставление точки нулевого параллакса происходит по дисплею, на котором отражаются горизонтальные параллаксы изображений совмещённых ракурсов. В образце данной модели, которая проходила тестирование, управление конвергенцией и диафрагмированием стереообъектива выполнялось одним приводом путём попеременного переключения на ту или иную операцию. Одновременное управление этими двумя важными параметрами не доступны оператору.

Для профессиональной съёмки немаловажным является требование к отображению на дисплее величины дистанции до точки конвергенции в метрах. Возможно, исправление данных упущений произошло в следующей модели "AG-3DP1", которая не проходила у нас тестирование. Регистраторами изображения являются две матрицы, которые, как и рекордеры, располагаются в едином корпусе. Ракурсы синхронно записываются в виде раздельных плоскостных изображений. Достоинство такого решения заключается в том, что в последующем для работы с материалом не придётся иметь дело с тяжелыми файлами стереопары и можно использовать любую монтажную программу, не заточенную на особый формат распознавания пакетных стереофайлов.

Эргономика камеры аналогична ручным камерам такого класса и потому привычна для операторов, за небольшим исключением – камера имеет монокулярные дисплей и электронную лупу. Оператор не может наблюдать снимаемое изображение и оперативно просматривать отснятый материал на камере в трёхмерном отображении. Критерием оценки правильности выстроенной композиции изображения может служить лишь контроль за величинами горизонтальных параллаксов изображения. Наличие монокулярной лупы позволяет наблюдать аналогичную картину, но уже в условиях ярко освещённых сцен, когда наблюдение по дисплею, засвеченному ярким светом, становится затруднительным.

При всех описанных достоинствах данной модели, принципиальным недостатком, накладывающим существенные ограничения на её использование в профессиональной съёмке – это сравнительно большое межцентровое расстояние между оптическими блоками. Стереобазис камеры составляет 60 мм. Для данной модели в таблице 2 приводятся диапазоны комфортно воспроизводимого пространства при крайних положениях оптического масштабирования в зависимости от дистанции до снимаемого объекта:

Таблица 2

F  мм

Базис мм

Экран

Матрица

F  мм

Базис мм

Экран

Матрица

47

60,00

6500

22,00

264

60,00

6500

22,00

Инд.Н

Lбл, м

Lp, м

Lд, м

Инд.Н

Lбл, м

Lp, м

Lд, м

1

6,41

12,82

?

1

36,00

72,00

?

1,5

5,13

8,55

25,64

1,5

28,80

48,00

144,00

2

4,27

6,41

12,82

2

24,00

36,00

72,00

3

3,20

4,27

6,41

3

18,00

24,00

36,00

4

2,56

3,20

4,27

4

14,40

18,00

24,00

5

2,14

2,56

3,20

5

12,00

14,40

18,00

 

 

 

 

 

 

 

 

Инд.Н

Lбл м

Lp м

Lдал м

Инд.Н

Lбл м

Lp м

Lдал м

4,273

3,45

5,00

9,04

7,2

8,78

10,00

11,61

Как следует из таблицы 2, даже при самом крайнем положении зума (F = 47 мм), расстояние до объекта, находящегося в рампе, должно быть не менее 12 метров, если он проектируется на фоны, находящиеся в бесконечности При подходе к объекту на расстояни до 5 метров, глубина комфортно передаваемого пространства резко сокращается, и фоны должны располагаться от камеры не далее 9 метров. Расположенная рядом таблица свидетельствует о том, что при максимальном фокусном расстоянии F = 264 мм основная дистанция рампы располагается на расстоянии 72 метров. При подходе к объекту на расстоянии 10 метров, диапазон комфортно передаваемого пространства составляет всего 1,6 метр. Более того, учитывая коэффициент масштабного увеличения для кинопроекции на большой экран, будет наблюдаться эффект миниатюризации узнаваемых объектов (людей, животных). Возможности камеры при съёмке средних и крупных планов резко ограничены, и данная модель может быть рекомендована как вторая камера для съёмки с удалённых точек таких мероприятий, как концерты и спортивные соревнования. Возможна адаптация модели к съёмкам игровых сцен и близко расположенных объектов, если использовать призменную насадку, уменьшающую стереобазис в два раза, аналогично той, которая применяется в ТЖК НИКФИ.

Модель HDC-SDT750 той же компании Panasonic (фото 3), в противоположность предыдущей камере, имеет малый стереобазис, равный 12 мм.

Фото_3 Фото_4

Это достигается тем, что стереопарное изображение формируется не раздельными оптическими блоками, а призменной насадкой, установленной перед монообъективом (фото 4). Аналогичное решение использовалось в отечественной фотоаппаратуре на аппаратах «Зенит» и «Киев», где на площади стандартного фотокадра формировалась стереопара из двух вертикальных кадров. То же самое наблюдается и на матрице данной стереокамеры, но для сохранения соотношения 16:9 каждого ракурса используется оптическая схема призм, не только разводящих изображение на два ракурса, но и анаморфирующих каждое по горизонтали в два раза. Поэтому заявленное разрешение записи в формате Full HD соответствует размеру записи стереопары, а не изображению каждого ракурса. Но было бы ошибочным считать за величину каждого ракурса половину величины матрицы в 910 pxl. Призменные насадки дают сильное виньетирование, поэтому в изображение на матрице генерируется чёрная маска, вырезающая полезную часть изображения как по ширине, так и по высоте (фото 5). По нашим замерам, реальный размер изображения анаморфированного изображения каждого ракурса составляет не более 810*911 pxl, и 1620*911 pxl при интерполяции по горизонтали в два раза до соотношения 16:9, что на 19% меньше ширины заявленного формата записи. При диагонали матрицы в 1/4" её ширина составляет 5,58 мм. Из-за ограничения маской полезной площади экспонирования насадка уменьшает угол зрения, увеличивая тем самым значение фокусного расстояния объектива 3,5 мм на 66%, т.е. до 5,81 мм.

Фото_5

Из ниже приведенной таблицы №3  видно, как, в противоположность базису 60мм, малый базис съёмки позволяет комфортно вести событийную съёмку на близких дистанциях.

Таблица 3

F  мм

Базис мм

Экран

Матрица

 

5,81

12,00

6500

5,58

 

Инд.Н

Lбл, м

Lp, м

Lд, м

1

0,62

1,25

?

1,5

0,50

0,83

2,50

2

0,42

0,62

1,25

3

0,31

0,42

0,62

4

0,25

0,31

0,42

5

0,21

0,25

0,31

 

 

 

 

 

Инд.Н

Lбл м

Lp м

Lдал м

1,25

0,56

1,00

5,00

Но из-за малого стереобазиса результаты стереосъёмки объектов, расположенных далее 15 метров выглядят невыразительно.

В режиме стереосъёмки большинство из заявленных производителем параметров камеры недоступны: оптическое изменение масштаба съёмки, ручное фокусирование, изменение экспозиции, запись в прогрессивной развёртке. Неизменным остаётся и дистанция до плоскости нулевых параллаксов, поэтому отснятый материал требует коррекции в форматировании стереопар при съёмке объектов, расположенных ближе основной дистанции рампы. Из-за светопоглащающего действия стереонасадки уровень освещённости объекта должен быть на 25-30% выше номинального в режиме стереосъёмки. Недооценка данного явления приводит к значительному ухудшению соотношения сигнал-шум в изображении. Контроль изображения ведётся только по монодисплею, и наблюдение стереоэффекта оператору недоступно, также недоступен оперативный контроль отснятого материала на камере в трёхмерном воспроизведении.

При всех вышеперечисленных недостатках камера была на определённом этапе единственным и неплохим инструментом для выполнения учебных работ на курсах подготовки стереографов, организованных в НИКФИ компанией «Арткино». В программах Adobe Premier и Adobe After Effect были разработаны тест-проекты, позволяющие автоматически конвертировать отснятое изображение в проекционный «side by side» 720 p c удалением ограничительной маски.

Качественным скачком в развитии портативных камер для стереосъёмок стало использование формата записи по технологии многоканального кодирования Multiview Video Coding (MVC), предназначенного для сжатия и декодирования нескольких (более одного) потоков видеоданных. Технология MVC базируется на сжатии и декодировании второго дополнительного канала видео относительно базового канала и позволяет в двухобъективных и двухматричных камерах записывать стереопару одним видеофайлом на один накопитель информации. Аналогичная технология используется при записи на Blu-ray 3D дисках и воспроизведении на стереотелевизорах.

Почти одновременно друг за другом на рынке появились компактные стереокамеры JVC GS-TD1 (фото 6) и Sony HDR-TD10E (фото 7) с использованием формата записи MVC H264 AVC.

Фото_6 Фото_7

Обе камеры схожи по своему функционалу и практически тестировались в одних условиях. Как две сестры, при всём своём сходстве, каждая различается своими достоинствами и недостатками. Обе камеры представляют собой двухблочную оптическую систему с регистрацией стереопары на две матрицы с записью по технологии MVC. Камеры имеют одинаковую ширину матрицы – 5,44 мм, но разное фокусное расстояние, разную величину стереобазиса, а, следовательно, и разную дистанцию основной рампы. В таблице 4 приводится различие у двух моделей камер глубины передачи комфортно воспринимаемого пространства:

Таблица 4

JVC GS-TD1

Sony HDR-TD10E

   

F  мм

Базис мм

Экран

Матрица

F  мм

Базис мм

Экран

Матрица

 

3,76

34,00

6500

5,44

2,90

31,00

6500

5,44

 

Инд.Н

Lбл, м

Lp, м

Lд, м

Инд.Н

Lбл, м

Lp, м

Lд, м

1

1,17

2,35

?

1

0,83

1,65

?

1,5

0,94

1,57

4,70

1,5

0,66

1,10

3,31

2

0,78

1,17

2,35

2

0,55

0,83

1,65

3

0,59

0,78

1,17

3

0,41

0,55

0,83

4

0,47

0,59

0,78

4

0,33

0,41

0,55

5

0,39

0,47

0,59

5

0,28

0,33

0,41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инд.Н

Lбл м

Lp м

Lдал м

Инд.Н

Lбл м

Lp м

Lдал м

2,35

0,70

1,00

1,74

1,65

0,62

1,00

2,53

При съёмке протяжённых до бесконечности композиций с камерой Sony HDR-TD10E можно ближе подойти к переднеплановому объекту, нежели с камерой JVC GS-TD1. Но учитывая разность в величинах фокусных расстояний, с разных дистанций мы будем иметь практически одинаковый масштаб одного и того же объекта. Несмотря на то, что степень стереоскопической выраженности в случае съёмки с более короткой дистанции будет выше, это преимущество не бесспорное при съёмке портретов, так как при таких величинах стереобазиса наступает эффект миниатюризации, ощущение субтильности персонажей, вытянутости лиц. Для степени передачи пространственной картинки немаловажную роль играет величина фокусного расстояния и базиса съёмки. С этой точки зрения результаты съёмки в сочетании В-34 мм и F-3,76 мм будут иметь большую степень передачи трёхмерности объекта на средних планах, нежели в сочетании B-31 мм и F-2,9 мм. Из сказанного следует: ни одна из сравниваемых моделей по стереопараметрам не имеет принципиального преимущества перед другой. Но у каждой, в противоположность модели Panasonic AG-3DA1, сравнительно малый стереобазис для съёмки ландшафтных планов. Не лишним было бы для этих моделей разработать для профессиональной съёмки призменную насадку, увеличивающую стереобазис до 100 мм, как это применяется в объективах системы «Стерео-70» (фото 8).

Фото_8

В отличие от камер Panasonic, обе камеры имеют автостереоскопические дисплеи, позволяющие во время съёмки наблюдать трёхмерное изображение снимаемого объекта без очков и оперативно просматривать отснятый материал непосредственно на камере. Но вести контроль по дисплею при съёмке ярко освещённых объектов, особенно на натуре, при нахождении солнца за оператором – очень затруднительно при отсутствии какого-либо видоискателя, пусть даже моноскопического. Поэтому нелишним было бы иметь некие шторки-насадки на дисплей. Камеры снимают на параллельных осях. Как отмечается в руководстве, оператор может, контролируя по дисплею, ручной настройкой изменять стереоскопическую выраженность изображения, которая согласно азам стереографии может изменяться только базисом съёмки. Поэтому в действительности происходит то, что мы называем мнимой конвергенцией в объективах системы «Стерео 70». Но в данном случае меняется не положение оптических блоков относительно центров матриц, а электронное смещение изображений на матрицах относительно центров объективов, в результате чего меняется положение плоскости нулевых параллаксов (фото 9).

Фото_9

На экране дисплея высвечиваются условные знаки + и -, обозначающие удаление или приближение плоскости нулевых параллаксов. Если бы производитель ввёл вместо условных знаков конкретные числовые значения дистанций или условных единиц гипертрофии, как это сделано в оптике «Стерео-70», то съёмка могла бы вестись профессионально грамотно с вышеприведёнными таблицами. В камере JVC GS-TD1, включив опцию предварительной ручной настройки, можно перевести дисплей из режима 3D в 2D Mix и, наблюдая параллаксы совмещённых ракурсов, совместить в ноль те элементы композиции, где должна проходить плоскость нулевых параллаксов. В случае съёмки камерой Sony HDR-TD10E рекомендуется не трогать опцию «изменения стереоскопической выраженности», так как субъективное восприятие по автостереоскопическому дисплею без надлежащего контроля за параллаксами изображения может привести к съемчоному браку. В профессиональной версии HXR-NX3D1P (фото 10), о которой речь пойдёт ниже, компания Sony ввела возможность коррекции горизонтальных параллаксов по дисплею, при режиме отображения сдвоенного изображения двух ракурсов (режим 2D Mix).

Фото_10

В таблице 5 показано изменение основной дистанции рампы глубины комфортного пространства при изменении кратности оптического масштабирования:

Таблица 5

JVC GS-TD1

SONY HXR-NX3D1P

 

F  мм

Базис мм

Экран

Матрица

F  мм

Базис мм

Экран

Матрица

 

3,76

34,00

6500

5,44

2,90

31,00

6500

5,44

 

F*x

Lбл, м

Lp, м

Lд, м

F*x

Lбл, м

Lp, м

Lд, м

1

1,17

2,35

?

1

0,83

1,65

?

2

2,35

4,70

?

2

1,65

3,31

?

3

3,52

7,05

?

3

2,48

4,96

?

4

4,70

9,40

?

4

3,31

6,61

?

5

5,87

11,75

?

5

4,13

8,26

?

Следует обратить внимание, что при зуммировании объективом в результате изменения фокусного расстояния, автоматически меняется основная дистанция рампы при неизменной дистанции до основного объекта съёмки. В этих камерах, как и в профессиональной версии HXR-NX3D1P, отсутствует механизм автоматического сохранения плоскости нулевых параллаксов на выбранном объекте при его оптическом масштабировании (зумирование во время съёмки). Поэтому рекомендуется в последующем, , при монтаже, в планах, где происходило зуммированиу, проводить операцию форматирования стереопары путём горизонтального сдвига одного ракурса относительно другого, точно устанавливать точку нулевого параллакса, одновременно не допуская, чтобы параллакс максимально удалённых объектов превышал 1-2% ширины кадра. В этом случае не избежать принудительного увеличения масштаба изображения (scale), что необходимо учитывать при компоновке кадра.

Если возникла необходимость оперативно сбросить предыдущие ручные настройки рампы и поставить основную дистанцию рампы, то достаточно воспользоваться опцией «reset». Эта настройка выполнима только при крайнем минимальном положении зума. Опция «автоматическая 3D юстировка», которая присутствует в моделях камер Sony, не имеет отношения к выставлению основной дистанции рампы, а служит для юстировки оптических блоков по вертикальному параллаксу в ноль, который мог возникнуть при транспортировке камеры. Поэтому производители рекомендуют периодически включать данную опцию. Особенно это важно для камеры Sony HDR-TD10E, где отсутствует мониторинг параллаксов как горизонтальных, так и вертикальных.

В камере JVC GS-TD1 присутствует опция «интеллектуальный режим», которым не рекомендуется пользоваться в профессиональной съёмке. При данном режиме система независимо от оператора выставляет дистанцию рампы. При тестировании трудно было определить, что является критерием определения положения плоскости рампы. Есть подозрения, что данный алгоритм аналогичен алгоритму поиска при режиме интеллектуального фокусирования, что может не соответствовать критериям выбора плоскости нулевых параллаксов.

Модели JVC GS-TD1 и Sony HDR-TD10E близки по функциональным возможностям, но существует один принципиальный фактор различия. В нашем случае важен процесс распаковки MVC контейнера на раздельные левый и правый потоки для последующего мастеринга материала в DCP формат. Для модели Sony HDR-TD10E и её профессиональной версии HXR-NX3D1P этот вопрос решается благодаря программному обеспечению Vegas Movie Studio HD Platinum 11.0 или Vegas Pro 10.0 и в последней 11-й серии. Со стороны компании JVC таких предложений пока нет. Компания предлагает для данной модели дополнительный формат записи – «side by side» (half) – два анаморфированных кадра рядом с разрешением 960*1080 pxlна каждый ракурс. При внешнем сходстве данного формата со стереопарой, записанной камерой Panasonic HDC-SDT750, это принципиально разные решения. В случае с моделью JVC GS-TD1 запись двух ракурсов производится на полноценную матрицу разрешением 1920*1080, но  математически пересчитывается, сжимая изображение каждого ракурса в два раза по ширине, что потом компенсируется таким же цифровым расширением. При съёмке камерой Panasonic HDC-SDT750 мы имеем дело с оптическим (аналоговым) анаморфированием и формированием изображения на части матрицы шириной всего лишь 810 pxl.

Был снят небольшой ролик двумя камерами JVC GS-TD1 и HXR-NX3D1P, причём первая камера снимала в формате «side by side» (half), а вторая в формате MVC в режиме 1080/50i. Отснятый материал после просчёта в раздельные ракурсы формата AVC HD был перемешан по монтажу сюжета. При проекции на экран высотой до 2 метровпринадлежность материала к той или иной камере не распознавалась. Но для изготовления DCPформата с последующей проекцией на экран высотой до 5 метров – формат «side by side» (half) по качеству конечного изображения не дотягивает.

С позиции оценки инструментария для стереосъёмки основное и принципиальное отличие между бытовой моделью SonyHDR-TD10E и её профессиональной версией Sony HXR-NX3D1P заключается в наличии у последней профессионального контроля за положением плоскости нулевых параллаксов. По всем остальным параметрам (даже дополнительная возможность снимать в режиме  24p) с учётом последующей обработки материала с просчётом в два раздельных 2D изображения для последующего мастеринга, мы не нашли принципиальных преимуществ. Особый наш респект камере Sony HDR-TD10E, которая проявила свою удивительную работоспобность в условиях 100% влажности при съёмке Ниагарского водопада.

В заключение приводится таблица сравнений диапазонов комфортно воспроизводимого пространства вышеописанных моделей при съёмке на минимальных значениях фокусного расстояния оптики:

Таблица 6

Модель

L бл.

L рампы

L дал.

AG-3DA1

6,41 м

12,82 м

?

HDC-SDT750

0,62 м

1,25 м

?

JVC GS-TD1

1,17 м

2,35 м

?

Sony HDR-TD10E

0,83 м

1,65 м

?

HXR-NX3D1P

0,83 м

1,65 м

?

Для профессиональной многокамерной съёмки на съёмочной площадке желательно иметь сочетание двух камер: PanasonicAG-3DA1 с базой 60 мм для съёмки общих планов и Sony HXR-NX3D1P с базой 31 мм для съёмки средних и крупных планов.

По материалам одноименной статьи, опубликованной в журнале
журнале «Мир техники кино» №22 за 2011 г

В оглавление: