С.М.Эйзенштейн:
Сомневаться в том,чтот за стереокино - завтрашний день,это так же наивно,как сомневаться в том,будет ли завтрашний день вообще !
Почему же мы,однако,так уверены в этом ?
А потому,что,на мой взгляд,живучи только те разновидности искусства,которые в своей природе своих особенностей воплощают сокровенные стремления,глубоко заложенные в самой природе человеческой.Дело не только в том,что’ сюжетно воплощают произведения,но и в том,посредством каких черт своеобразия своей разновидности они это осуществляют. ...
Можно ли говорить о том,что принцип трехмерности в пространственном кинематографе так же полно и последовательно отвечает каким-то нашим внутренним потребностям,какой-либо заложенной в нас внутренней необходимости ?
Можно ли далее утверждать,что человечество в своем стремлении к реализации этих внутренних потребностей столетиями “шло” к стереокино,как к одному из наиболее полных и непосредственных выражений таких устремлений, - устремлений,которые на разных стадиях социального развития и развития средств художественого выражения по разному и не полно,но неизменно и упорно старались реализовать какую-то внутрненюю необходимость?...
Стереокино дает полную иллюзию трехмерности своих изображений.При этом иллюзия эта так же до конца убедительна и не вызывает ни малейшего сомнения,как не вызывает и тени сомнения в обыкновенном кинематографе тот факт,что экранные изображения действительно движутся.И иллюзия пространства в одном случае,и движения - в другом совершенно так же непреложны и для тех,кто прекрасно знает,что в одном случае мы имеем дело с пробегающей перед нами россыпью отдельных неподвижных фаз,взятых из цельного процесса движения,а в другом - не более как хитро придуманным процессом наложения друг на друга двух нормальных плоских фотоизображений одного и того же предмета,лишь одновремено снятого под двумя чуть-чуть различными самостоятельными углами зрения.
Тут и там - результаты пространственной и двигательной убедительности так же сокрушительно совершенны,как неоспоримо подлинными и живыми нам кажутся и сами персонажи фильма,хотя мы прекрасно знаем,что они не более,как бледные тени,фотохимическим путем запечатленные на километры желатиновой ленты...
И конечно,ни в каком ином искусстве - и на протяжении всей его историти - не может быть примера,чтобы так динамически совершенно - и к тому же в процессе реального движения - объем переливался в простанство,пространство в объем,и оба они врезались бы друг в друга,соприсуствуя в одновременности.
1947г.