ОТЕЧЕСТВЕННОЕ & ЗАРУБЕЖНОЕ
СТЕРЕОКИНО

Негосударственной деятельности, а точнее - частной инициативе частных лиц по развитию стереокинематографа на такой обширной территории, как территория бывшего СССР - 10 лет.

Многие руководители региональных организаций кинопроката и сами директора стереокинотеатров об этом даже не подозревают, полагая, что мы и есть тот самый государственный Центр, который непосредственно должен нести всю полноту ответственности за обновление репертуара новыми стереофильмами.
Мы часто получаем от работников стереокинотеатров, а они, в свою очередь, от самих зрителей, упреки в том, что репертуар стереофильмов очень устарел, а стилистка самих стереофильмов 80-х годов сегодня стала разительно архаичной на фоне современных плоскостных фильмов. Далее следуют недоуменные вопросы: неужели нельзя закупить на Западе современные стереофильмы?

В заголовке статьи союз "и" заменен символом "&", которым обозначают английский союз "and", не случайно. Репертуар отечественных стереокинотеатров с 1992 года по настоящее время сложился из симбиоза фильмов двух систем стереокино - отечественного и зарубежного. Краткая предыстория сложившейся ситуации такова.

В марте 1991 года Американская киноакадемия на церемонии вручения "ОСКАР" в разделе кинотехника вручает НИКФИ награду за техническое достижение в области стереокинематографа (см. обложку журнала Киномеханик №5 за 1995 год). В тексте (на английском и русском параллельно) черным по белому было прописано: "За постоянное усовершенствование техники и обеспечение объёмного кинематографа для советских кинозрителей в течение последних 25 лет”, и далее по тексту признавалось, что ни одна организация как НИКФИ, не уделила и не вложила столько сил и знаний в научно-техническое развитие стереокинематографа и обеспечение его коммерческой жизнеспособности. Сегодня, читая текст награждения, некоторые злословят о самом событии, которое якобы попало в струю по причине эйфории от "Перестройки". Возможно, и был фактор эйфории, но то, что к тому времени еще не существовало сети кинотеатров IMAX 3D - это факт.
Посетив в 1991 году Америку по приглашению президента американской компании "STEREOVISION", (Christopher Condon) - старейшины американского стереокино, у меня была возможность подробно, из прямых источников, получить информацию о состоянии стереокино в Америке, познакомиться с их оборудованием, посмотреть стереофильмы. Вернулся домой с полным убеждением, что в СССР умели делать только ракеты, танки и стереокино. Фраза, в последующем, стала заголовком статьи в журнале "Киноглаз".
Это была констатация того, что отечественные традиции стереокино: школа, как научная, так и практическая, государственное строительство киносети - были выше любой другой зарубежной. Если стран, имеющих собственные традиции в производстве кинопленок или кинокамер, можно перечислить только на пальцах одной руки, то в стереокино таких стран практически оставалось только две - Америка и СССР.

К началу деятельности нашей частной инициативы в 1991 году коммерческий кинопоказ практически сохранился только на территории СССР. Но сеть стереокинотеатров из-за полной остановки производства стереофильмов катастрофически сокращалась как шагреневая кожа. Мы четко понимали, что с потерей киносети будет утрачена возможность возрождения производства стереофильмов по отечественной системе, признаваемой зарубежными коллегами, как наиболее удачной. Первое, что мы могли реально осуществить по реанимации стереопоказа - завезти зарубежные стереофильмы.
Благодаря этому за пять лет мы не только сумели сохранить сеть кинопоказа стереофильмов, но и увеличить совместно с НИКФИ количество самих кинотеатров до 100, был даже один в кубанской станице Староминская. В то время единственным выходом избежать “мебелизации” кинотеатра, превратить его в Салон мебели, была его модернизация под стереопоказ.

Изначально для технически несовместимых систем по формату (отечественный - 70 мм и зарубежный - 35мм), с принципиально противоположным размещением кадров в стереопаре (отечественная система - кадры рядом, зарубежная - кадр над кадром) была выбрана концепция реконструкции в основном 35 мм кинотеатров. В результате существенного компромисса для отечественного стереокино, путем перевода фильмокопий отечественных фильмов в 35мм анаморфированный вариант мы смогли предложить для кинотеатров экономически оптимальный вариант для реорганизации, стоимость которого не превышала 12000$ и окупалась за 6 месяцев работы кинотеатра (до августа 1998 года) .
Другого решения в рамках, повторюсь, частной, а не государственной инициативы, тогда не было. Отечественное кинопроизводство резко приостановило производство широкоформатных фильмов, к технологической цепочке которой, была привязана отечественная система “СТЕРЕО 70”. Прекращение выпуска 70мм проекционной аппаратуры, ликвидация обработки 70мм киноматериалов, и, как следствие, невозможность обеспечения вновь реконструируемых кинотеатров 70мм фильмокопиями, не оставляло нам другого решения, как временный переход на 35 мм формат. Нам удалось реконструировать несколько кинотеатров с уже имеющейся 70 мм аппаратурой (Паневежис, Ижевск, Набережные Челны, Тегеран, Пекин). Но это были , залы для показа широкоформатных фильмов, и мы не могли получить в них того надлежащего качества, который заложен в отечественной системе, рассчитанной для показа в залах не более 400 мест.

Но еще большим компромиссом, чем перевод 70 мм формата в 35 мм, был сам показ зарубежных фильмов. Само отношение к понятию “стереоэффект” у разных школ – американской и советской – традиционно оказались разными. Американская (да и вся зарубежная) школа – это непременно летящие в зрителя предметы. Отечественная – это созерцание глубины пространства, не скоротечный полет предмета в зрительный зал, а его пространственное расположение в зрительном зале. Показ зарубежных фильмов негативно сказался на культуре восприятия стереокино вообще. От нас стали требовать как можно больше, образно говоря, “летящих стрел”. Нечто подобное наблюдалось в цветовом кино, когда, по выражению одного из критиков, после взбесившегося ландрина, зритель разучился различать широкую цветовую палитру, восприятие которой воспитывала живопись.

Так же мы столкнулись с тем, что по техническим параметрам, ошибкам стереографии многие зарубежные фильмы далеко несовершенны, а, главное, - нуждались в значительном сокращении диалоговые статичные сцены. То, что отечественный зритель видит сегодня в стереокинотеатрах, можно назвать - русской версией. И даже динамизм драматургии, который отличает их от наших отечественных стереофильмов - это результат нашей редактуры. Ярким примером тому был фильм "RUN for COVER" (в отечественном прокате - "Ловушка для страха"). Фильм имел грубейший брак в титрах фильма. Мы запросили исходный материал под игровые фоны (облет Нью-Йорка с вертолета) и изготовили заново стереонадписи на русском языке. Более того, фильм практически не имел драматургического финала. Мы сделали его самостоятельно. Провели уникальный перевод ранее отснятого в нашем формате материала о Москве в американский формат, снабдили текстом, о том, что терроризм не знает границ, и взрывы на улицах Нью-Йорка эхом прокатились по Москве (к моменту выпуска фильма в России в 1996 году была серия взрывов в московских троллейбусах). Фильм закончили анонсом - "продолжение фильма смотрите в следующей серии "Ловушка для страха 2". Режиссер фильма, присутствовавший на премьерах в Москве и Твери, не только одобрил такой “произвол” с нашей стороны, но, вернувшись домой, написал сценарий второй серии, где у него уже фигурировала Москва. Каждый раз, после очередных взрывов в Москве (Каширская, Пушкинская площадь), понимаешь, насколько наш материал был бы богаче Нью- Йоркского.

Это один из примеров такой кропотливой работы. От некоторых фильмов мы просто отказались из-за большого объема технического брака. Так, например, имеются великолепные по сюжету и фактуре стереофильмы "CAMIN AT YA", или "Тринадцатая дочь". Но объем и стоимость работ по исправлению, которые требуют данные фильмы, просто делают экономически нецелесообразными их приобретение.

Когда нас спрашивают, будут ли новые поступления зарубежных фильмов, я отвечаю - нет. Их просто больше нет. Из сотни стереофильмов, созданных за рубежом, самые, более или менее приемлемые, которые возможно было показать, не дискредитируя стереокино, мы выбрали и показали. Такого "кина", как говорится, больше не будет. Но это вовсе не означает, что этой статьей мы прощаемся с нашими многолетними партнерами. Более того, в конце года мы разослали по всем регионам, где еще не существует показ стереофильмов наше коммерческое предложение, которое привело бы снижение стоимости реконструкции кинозала на 30%. И это не есть агония умирающей компании. Мы продолжаем действовать в русле той стратегии и тактики развития кинематографа, которая нами была опубликована ранее .

Утверждая в 1995 году, в статье “От кинотеатра к киноцирку”, что Россия является единственной страной с устойчивой системой стереокинопоказа, я не акцентировал, что возрождения и стабилизации мы добились завозом зарубежных стереофильмов. Лукавством ли это было?

Ответ дает сегодняшний день. После того, как кинотеатры по второму, третьему, а некоторые и по четвертому кругу, откатали имеющийся у нас пакет зарубежных фильмов, многие из них вышли из поля нашего влияния. Казалось, пошел процесс "шагреневой кожи". Но! После продолжительного времени, когда мы стали обзванивать некоторые кинотеатры, первое, что нас поразило - они работают! Они продолжают показывать стереофильмы, отечественные – десятилетней - двадцатилетней давности! И в ответ на наше предложение возобновить показ зарубежных фильмов вежливо отказываются. "Спасибо" - свои отечественные - более приемлемы для семейной аудитории. Это еще один изъян в зарубежных стереофильмах. Насилие и жестокость - вот та фактура, на которых, в основном, построена концепция их стереокинематографа 60-80х. В каждые школьные каникулы начинается очередная головная боль, что показывать детям? А боль - то должна быть у государственной головы, а не только болью частных лиц.

Почему нет, и не будет в ближайшем будущем новых 35 мм зарубежных стереофильмов? Во-первых, за рубежом их негде показывать, стереопоказ в 35 мм формате практически отсутствует, а для Российских кинотеатров особо никто снимать и не будет, во вторых, у них нет сегодня соответствующей требованиям времени технической системы, которая могла конкурировать с качеством показа традиционно плоскостных фильмов. Тот 35мм формат, который был выбран за рубежом с вертикальным расположением стереопары, оказался тупиковым, так как двухперфорационный кадр не позволял иметь экраны тех же размеров, что и традиционный формат с 4-х перфорационным кадром. Формат принципиально не позволяет получать качественные плоскостные фильмокопии для параллельного показа в обычной киносети и в других странах, где нет сети стереокинотеатров, чтобы окупить затраты на кинопроизводство. Формат этот постепенно умирал. Кое-какие попытки вернуться к этому формату были в середине 90-х годов. Это фильм "Ловушка для страха" и фильм "Creeps", права на который принадлежит компании "Мастер", но которая так и не решилась выпустить в прокат из-за очень низкого художественного качества фильма.

Для кого ориентирована данная статья? - спросит эрудированный читатель. Что за ура-патриотизм? На Западе настоящий бум строительства стереокинотеатров с гигантскими экранами, а вы утверждаете, что Россия уникальна со своим репертуаром стереофильмов 60-80х годов.
Но, что есть кинотеатр и что есть аттракцион? Мы же говорим о системе театрального показа, то есть показа фильмов, доминантой которых является не сам эффект, а драматургия, игровой сюжет.

Система показа объемных фильмов на сверхбольших экранах - это аттракцион. Эта система предназначена для создания в основном короткометражных, не более 40 минут, стереофильмов. Причем, в большинстве случаев видовых, или, на половину состоящих из виртуальных изображений, созданных посредством компьютерных технологий.  Это действительно оглушительное зрелище, которое, по словам одного из профессионалов, можно выдержать не более того, сколько показывают - 40 минут. Это зрелище, которое требует колоссальных финансовых затрат как в производстве самих фильмов (100 млн.$), так и в строительстве кинотеатров.
В Восточной Европе всего лишь два таких кинотеатра - в Варшаве и Анкаре. Стоимость билета 6 - 8$. Осилит ли Россия такую гонку реконструкции? Вытянет ли кинопроизводство такой бюджет, пустят ли нас с этими фильмами в западный прокат, если сами предпочитают снимать российскую экзотику.

Нами была проведена экспертиза проекта создания стереокинотеатра с гигантским экраном. Единственно пригодным для реконструкции оказалось здание кинотеатра "МИР" (г. Москва), в котором в 50-х годах показывали панорамные фильмы. Возможно, в ближайшем будущем, будет осуществлен такой штучный проект. Но говорить серьезно о киносети, созданной для показа отечественных стереофильмов такого формата на территории России - это маниловщина.

Параллельно с отказом от производства стереофильмов в 35мм формате перед нашими коллегами на Западе был выбор, создавать ли новую систему объемного изображения, для традиционного формата кинематографа с уже внедрившимся пространственным звуком, или радикально уйти в новое кино шоу. Они выбрали второе. Так, например, режиссер Камерон, создал фильм третий “Терминатора” в стереоформате не полнометражным, сюжетным фильмом, а как короткометражное шоу, аттракцион на 30 минут.

Их киноиндустрии позволительна такая роскошь. Иметь параллельно еще один вид кинозрелища. Мы же можем располагать тем, что имеем, что сохранили - отечественную систему кинопроизводства и кинопоказа стереофильмов. Ее преимущества очевидны. Эта система позволяет при едином производственном цикле одновременно иметь два формата - объемный и плоскостной, без ущерба соотношения сторон кадра. Без существенного увеличения расходов, как на производство фильмов, так и на реконструкцию кинозалов, сеть театрального кинопоказа может быстро трансформироваться в новый формат, формат пространственного звуко - изображения.

Какова наша стратегическая цель? В последнее время часто дискуссируется вопрос о краткосрочной жизни отечественных фильмов в отечественном же кинопрокате. Срок их прокатной судьбы измеряется месяцами, а то и неделями. Непрерывно увеличивающееся количество новых американских фильмов, производство которых поставлено на поток, подталкивает кинотеатры к быстрой смене репертуара. Не успели проанонсировать очередной новый отечественный фильм, а его уже через недели две в этом кинотеатре и след простыл, только на видеокассетах и остался, или на телеэкранах. Кинотеатральную жизнь отечественного фильма сегодня можно продлить, только выпустив его в новом формате, в формате объемного изображения.

С восторгом пишут о буме реконструкций стереокинотеатров под Dolby-suround, о буме строительства мультиплексов. Для кого строим, для какого кинематографа - отечественного или зарубежного? Мультиплекс - разве это только политика показа разно жанровых картин? Почему это не может быть политикой показа разных видов кино зрелищ? Достаточно иметь по одному стереозалу в каждом мультиплексе, что бы успешно решить вопрос, как гарантированной стабильности его загрузки, так и продлению кинотеатральной жизни отечественных фильмов, а это в свою очередь подвигнет продюсеров к производству стереофильмов. Спрос рождает предложение, предложение рождает аппетит!

Сегодня показ 70мм фильмокопий отечественных стереофильмов в основном сохранился только в кинотеатрах, открытых до 1990 года и имеющих собственные или региональные фонды фильмокопий, в свое время заполненные щедрой рукой Черкасова Ю.П. 
С чего начали к тому, как говорится, и вернулись. Всю нашу частную инициативу можно было бы свести к сиюминутной выгоде частного обогащения, если бы не следующие факты.

На деньги, полученные от показа первого же зарубежного стереофильма, было проведено 50% финансирование производства полнометражного 70 мм стереофильма “РЫСЬ ИДЕТ ПО СЛЕДУ” (режиссер Агаси Бабаян 1993 год).
В последующем, доход от показа стереофильмов позволил провести такую полную модернизацию киносъемочного комплекса, что не стыдно было принять приглашение на участие в двух международных выставках (“Show Biz Expo- West” Лос-Анджелес в 1995 и Пекинская Всемирная выставка радио-телетехники, 1997 год). Были проведены стереосъемки таких событий, как Фестиваль циркового искусства на Красной площади Москвы, празднование 750-летия Москвы, Первый Всемирные Юношеские Игры, материал которых войдет в новый фильм “Москва Праздничная”.
Благодаря дальновидности директора лаборатории “МОСФИЛЬМ-КОЛОР” Махновскому Э.Г была не просто восстановлена технологическая цепочка обработки широкоформатного киноматериала, но еще и изменен советский 70мм стандарт на 65мм международный. Эти усилия позволили создать в 2000 году новый короткометражный фильм “ЦВЕТОК ПЕЛОПОННЕСА” и решить судьбу отечественного производства полнометражного стереофильма “КОШКА” (сценарий Б. Саакова, реж. А. Хамраев).

Совместно с Ижевским Государственным техническим университетом разработана технология перевода стереофильмов на видеоносители в стандарте 3D ТV для формата BETACAM , и на цифровые носители в формате CD и DVD, а это уже прямой путь к домашнему просмотру стереофильмов, и к электронному стереокино. Эта технология позволяет заново воссоздать стереофильмы, снятые по предыдущим отечественным системам, технология кинопоказа которых сегодня уже отсутствует. “Машина 22-12” с великолепным Михаилом Жаровым, фильмы Александра Роу “Драгоценный подарок” и “Майская Ночь” и другие фильмы 40-50-х годов классиков отечественного стереокино из Собрания Госфильмофонда имеют шанс быть предоставлены новому поколению в своем первозданном виде. Если того пожелает профинансировать Министерство Культуры России.

НТЦ "СТЕРЕОКИНО"
МЕЛКУМОВ А.С.

Оглавление.                                                      история теория производство стерео 70 новости кинопрокат

меню