ОТ КИНОТЕАТРА К КИНОЦИРКУ
(статья из журнала
"Киномеханик №8 1995 г)
"Из всех искусств важнейшим для нас является кино и цирк" | |
В.И. Ленин |
На территории бывшего СССР расположено более 60 кинотеатров, переоборудованных для показа стереоскопических фильмов. Много это или мало ? В
результате эволюции этот вид кинематографа, с
точки зрения его характера и места в досуге
публики стал аналогичным цирку. Если помещения, в
которых стали демонстрировать кинофильмы,
называли кинотеатрами, тем самым подчеркивая
родство кино с театром, то кинотеатрам,
переоборудованным под пол показ
стереоскопических фильмов, по функциональному
статусу более подошло бы словосочетание
киноцирк. От Паневежиса до Владивостока, от Архангельска до Бишкека (бывший Фрунзе) - вот сеть кинопроката, которой располагает в настоящее время стереокино на территории бывшего СССР. В среднем по три кинотеатра в квартал - такова динамика реконструкции кинотеатров по стереоскопический показ. При катастрофическом падении посещаемости, чтобы выжить, кинотеатры преобразуются в киноцирки, которые могут стать существенной альтернативой кабельному телевидению и домашнему видео. Сегодня, как никогда, у стереокино в России - звездный час. Разумная сметная стоимость целиком отечественного оборудования для стереопоказа, предоставляемого НИКФИ и инженерным бюро “OSTCAM”, плюс коммерческий успех пакета американских стереофильмов, выпущенных в прокат кинокомпанией “СТЕРЕОФИЛЬМ” - вот слагаемые успеха распространения стереокино в последние два года. Нет это еще не бум. Бум, когда в стране разворачивается массовое производство стереофильмов - до несколько фильмов в год. Бум, это когда для показа стереофильмов переоборудуется до 1300 кинотеатров за один только прокатный сезон. Таковы цифры, характеризующие очередную волну коммерческого бума стереокино в США в 80-х годах. Возможно ли такое ? Возможно, но расплачиваться за такие темпы приходится дорогой ценой - качеством стереопоказа, что приводит к разочарованию зрителей в стереокино. В обычном кинотеатре наш зритель прощает многое: и нерезкое изображение и недостаточное яркий экран, и некачественный звук. Он привык считать, что главное в кинофильме - сюжет, история, чтобы были слышны диалоги или закадровый перевод. В стереокино отсутствие качественной проекции разрушает сам стереоэффект. Наши американские коллеги объясняют
периодические всплески интереса зрителей к
стереокино сменой поколений: подрастает новое и
снова пробуждается интерес к стереокино. Они
правы отчасти. Подрастает поколение, которое не
знает еще, а старое уже забыло, как это больно,
буквально физически больно смотреть плохое
стереокино. Ошибки в съемке и в проекции
стереофильмов не видны на экране, но они вызывают
нарушения в бинокулярном восприятии
зрительского аппарата, которые сопровождаются
резкой утомляемостью и даже порой головными
болями. В стереокинотеатре, как ни в каком другом
зрелищном предприятии, важна высокая
квалификация технического персонала. Если мы обозначили специфику и социальный статус стереокинотеатров как киноцирков, то необходимо пересмотреть тематику, жанр и всю архитектонику стереофильмов, выбрать, а может быть и разработать своеобразный киноязык общения со зрителем, причем изменения должны быть столь же радикальными, как при переходе от немого к речевому кино. Опыт свидетельствует , что видовые фильмы в стереокино по эмоциональному воздействию сильнее игровых. Тут, возможно, и есть исходная точка в поиске киноязыка, столь необходимого для фильма, который будет демонстрироваться в киноцирке. На поверхности лежат темы и жанры непосредственно связанные с цирком. Однако, выбор цирка, как объекта съемки не спасает положения. Можно ли это считать парадоксом стереокино ? Прежде чем кто-либо возьмется ответить на это утвердительно, одновременно пусть попытается представить себе цирковую программу построенную на самом цирке, как объекте такого замысла. Стереофильм в техническом аспекте - это продукт
сложной информации. Тиражирование стереофильма
в обычном варианте для проката в обычных
кинотеатрах так же просто, как изготовление
монозаписи со стереофонической записи звука, как
черно-белый отпечаток с цветного. Создавая
стереофильм, мы гарантируем в получении обычной
фильмокопии на киноматериале или в видеозаписи
на видеокассете. Ходит ли зритель на стереокино или на стереофильм ? Вопрос для нас открытый. Анализируя статистические данные проката стереофильмов за три последних года мы можем утверждать, что стереокино видели только полтора миллиона зрителей. Это лишь один процент населения страны. Сегодня кинокомпания “Стереофильм” может предложить для проката десять фильмов зарубежного производства, а из отечественных четырнадцать в 70мм формате и восемь в 35мм формате. Это много и одновременно мало. Для того, чтобы все население города оценило стереокино, достаточно и одного фильма. Но для утверждения коммерческого проката - до обидного мало. Однако, по мере роста количества стереофильмов в прокате теряет актуальность идеи передвижных стереокинотеатров. В среднем в городе с миллионным населением каждый фильм демонстрируется два месяца, в менее крупных городах - месяц. Следовательно, минимальный срок работы стереокинотеатре в небольшом городе не менее 12 месяцев. В Москве с восьмимиллионным населением и двумя миллионами гостей за три года стереокино видело немногим более 100.000 зрителей. Безусловно для роста посещаемости стереокинотеатров важна реклама, но нет не только ее, но и элементарной информации о наличии такого стереокинотеатра в городе. С автором этих строк неоднократно происходил конфуз, когда приходилось буквально разыскивать такие кинотеатры в Ставрополе или в Красноярске. Неоднократный опрос даже профессионалов кинематографистов давал картину катастрофической неосведомленности вообще о стереокино как виде кинематографа. У сведущих людей сохранились лишь впечатления давних 40-х годов. И это при том, что только в Москве ежедневно на протяжении 30 лет демонстрируются стереофильмы на Арбате. Возможна ли всеобщая стереоскопизация кинематографа ? История распорядилась иначе. Звук вытеснил немой кинематограф, а цветной - черно-белый, и на этом, пожалуй , наверное придется остановиться. Сегодня кино и стереокино - это две различные формы общественного досуга, которые не должны вытеснять друг друга, и так же мирно существовать как театр и цирк. Есть ли у стереокино будущее ? Или сегодняшний звездный час в России - это опоздалые отголоски мирового бума ? У нас в стране никогда не было бума в этой области. Да госструктуры были менее расторопны, чем американские компании. Но основательность во внедрении стереокинопоказа без азартных наскоков на проблему всеобщей стереоскопизации дала свои плоды. Сегодня территория бывшего СССР признана зоной устойчивого коммерческого театрального проката стереоскопического кинематографа. Единая гостированная система стереопоказа, а в будущем и единое лицензирование, централизованная система разработки рекомендаций для каждого кинотеатра с авторским надзором за его реконструированием, - о таком, по признанию самих американских коллег, можно только мечтать. У нас в стране это существует. Однако, мы хотели бы еще раз предостеречь всех ныне работающих и тех кто заинтересует этот вид кинематографа, - не разочаровывать зрителя. Единожды отвернувшийся, в стереозал больше не войдет. Пусть история кинопроката стереофильмов в Америке будет для на уроком. Александр Мелкумов август 1995 год. |
Оглавление. меню история теория производство стерео 70 новости кинопрокат
|