НОВЫЙ РЕНЕСАНС СТЕРЕОКИНО

Стереокино вновь оказалось в центре внимания кинобизнеса. Ключевым событием весенней международной выставки Sow West в Лас Вегасе, стала презентация новой технологии демонстрации стереоскопических киноизображений в цифровом формате. Взаимное дополнение стереокино и цифровых технологий признано как удачный маркетинговый ход в продвижении к зрителю экранной формы нового поколения – виртуальный мир.
Активность в этом вопросе проявляют такие международные корпорации как “Christie” и “XDC Studio”, продвигающие цифровые технологии показа в театральный кинобизнес. Для презентации технологии цифрового стереокинопоказа в качестве «тяжелой артиллерии» были привлечены ведущие продюсеры и режиссеры Голливуда. «Великолепная пятерка» - Джордж Лукас («Звездные войны»), Джеймс Камерон («Титаник»), Роберт Земески («Полярный экспресс»), Роберт Родригес («Дети шпионов»), Рандал Клейсер («Властелин колец») с присущей ей импульсивностью заявила, что они уходят из кинематографа
в стереокино. На презентации были показаны фрагменты из их фильмов, конвертированные компьютерными технологиями в объемные изображения. Сегодня в производстве находятся около восьми проектов стереофильмов, предназначенных для показа в цифровых кинотеатрах. Корпорация IMAX дистанциировалась от этих проектов, давая понять, что в будущем эти стереофильмы не обязательно должны демонстрироваться в сети кинотеатров IMAX.
Ввиду отсутствия специализированной экономичной аппаратуры для стереосъемок, как цифровой, так и пленочной, стереофильмы будут сниматься по технологии синтеза игровых сцен, снятых на «хромокее» с компьютерной дорисовкой декораций, подобно технологии производства последних фильмов «Полярный экспресс» и «Город грехов».
В свете вышеизложенного наша отечественная система производства стереофильмов «Стерео-70» (Премия «Оскар 1991 года), продолжает занимать если не лидирующее, то уникальное положение, находясь на стыке кинопленочных и цифровых технологий. Результаты тестирования, которое проводили НИКФИ и НТЦ «Стереокино» совместно с зарубежными компаниями «IMAX», «Big Film» и «Crest National», показали, что кинонегатив отснятый специализированными отечественными стереокамерами может быть конвертирован как в 70 мм 15 перфорационный пленочный формат IMAX, так и в киноцифровой формат 2х2K.
Цифровая технология демократична по своей сути. Максимально упрощает вопрос обмена стереофильмами, снятыми в разных пленочных форматах, позволяя конвертировать их в единый цифровой стандарт. В то же время, снимая отечественные стереофильмы легкой отечественной стереосъемочной аппаратурой, цифровые технологии позволяют «экспортировать» их в «тяжелый» 15 перфорационный 70 мм формат «IMAX 3D», что значительно усилит коммерческий потенциал отечественных стереофильмов.

Обращение к цифровой технологии стереокинопоказа позволяет решать следующие задачи:

замену дорогостоящих 70мм фильмокопий с ограниченным ресурсом кинопоказа на более дешевые цифровые копии

продвижение отечественных стереофильмов за рубеж, особенно в страны со слаборазвитой инфраструктурой широкоформатного кинопоказа

осуществлять программу обмена стереофильмами, невзирая на разницу форматов и систем съемки

реконструировать классику отечественного стереокино и сделать доступной для современного зрителя и мировых кино музеев.

В русле инновационной политики развития цифровых технологий в кинематографе НИКФИ совместно с Центром «Стереокино» в настоящее время ведет работы по таким темам, как разработка технологий перевода отечественных стереофильмов на цифровые носители и производства кукольных анимационных стереофильмов одним цифровым фотоаппаратом. Логическим продолжением этих направлений должны стать работы по созданию отечественной технологии цифрового стереокинопоказа в высоком разрешении, разработка комплекса цифровой стереосъемки на базе отечественных стереокамер и оптики, а также, конвертация отечественного формата «Стерео-70» в формат «IMAX 3D».

Отечественное кинопроизводство необходимо подготовить к возможно резкому переходу коммерческого кинематографа на новую экранную форму, как это уже имело место со стерео звуком. В противном случае зритель вынужден будет довольствоваться только зарубежной продукцией в отечественных кинотеатрах.

Мелкумов А.С.

2005 г.